Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Летопись лихих 90-ых.»
Вы хотите запомнить сайт «Летопись лихих 90-ых.»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Группа «Лава» о том, почему культура 90-х вернулась в Россию

развернуть

Группа «Лава» о том, почему культура 90-х вернулась в Россию

18 февраля «Лента.ру» выпустила материал о новых исполнителях электроники, возрождающих жанры музыки 1990-х и 2000-х.

Одна из таких групп — «Лава», состоящая из Фила Гинзбурга, Ильи Дмитриева, Насти Лидер и Кати Логачевой. В 2018 году коллектив представил дебютный альбом «Фаталити», который можно назвать почти академическим исследованием электроники и российской танцевальной поп-культуры 20-летней давности. Исполнители рассказали о том, почему возникла мода на 90-е, что она несет помимо музыки и что ждет этот тренд в будущем.

С первым же релизом в прессе вас окрестили группой-ностальгией по девяностым, и не без оснований. Вас такое звание устраивает?

Фил: То, как это назовут, не так важно. Главное, чтобы люди ходили на концерты, слушали.

Настя: Каждый сам решит, ностальгия для него это или что-то новое. Я думаю, что ребята, которые родились в нулевых, даже не могут пока ностальгировать.

Фил: Мне в 1990-м году было два года — о какой ностальгии может идти речь? Я не помню и половины артистов, которых я люблю и знаю, я их нашел уже позже. Какие-то артисты меня впечатлили, группы, клипы. Но я скорее тут работаю с травмами — когда ты берешь свои травмы детства, пытаешься их преодолеть и попутно травмируешь других.

Илья: Сейчас для поколения школьников из «ВКонтакте» эта музыка — нечто совершенно новое. Прослеживается классная тенденция — не знаю, насколько она массовая, — что тренды стираются. Много моих знакомых в возрасте 19 и 20 лет слушают все подряд — музыку восьмидесятых, психоделический рок, рейв, транс девяностых, happy hardcore — для них все параллельно сосуществует, и нет уже какой-то определенной моды. Я надеюсь, что такая форма постмодернистского восприятия останется в будущем. Потому что сейчас непонятно, чему делать revival (возрождение — прим. «Ленты.ру»), — потому что revival всему уже был как минимум один раз.

Группа «Лава»
Группа «Лава»
Фото: предоставлено пресс-службой группы «Лава»

Но тренд все равно есть: за последний год появилась масса групп, которые работают именно со звучанием электропопа девяностых.

Настя: Ну, это история. Было бы странно, если бы никто ничего не переосмысливал.

Фил: Круг замкнулся.

Настя: Недавно была мода на восьмидесятые...

Фил: А сейчас началась мода на девяностые.

Илья: Наверное, тема в том, что мы просто немножко отстаем от западного мира — там уже мода на девяностые была пять-семь лет назад. Мы можем назвать это очередным «ревайвалом». Почему именно сейчас — непонятно. Мы находимся в какой-то нестабильной атмосфере насчет нашего будущего, будущего нашей страны, может быть. Приходит определенное время перемен.

Фил: Или ожидания перемен. Это все очень пластично.

Чем ценна культура тех лет лично для вас?

Фил: Наверное, незашоренностью. Ощущением вседозволенности и какого-то первого опыта, когда все в новинку.

Настя: Сега-мега-драйв! (Смеется)

Илья: Я в конце 1990-х много занимался классической музыкой, учился в колледже при Гнесинке. И я приходил домой, включал по телику MTV — так, чтобы родители об этом не знали. Почему-то у меня был какой-то комплекс: я же классический музыкант, я занимаюсь серьезной музыкой, а тут сижу, смотрю «12 злобных зрителей», «Иванушек». И мне все дико нравилось, то золотое время MTV, «Бивис и Батхед». Мне было 11 лет. Для меня это очень позитивные, можно сказать, ностальгические воспоминания из детства. Одновременно с этим, уже будучи взрослым, я открыл для себя целые пласты музыки, которые я до этого не знал, которые даже не к нашей стране относятся — к Бельгии, Голландии, евродэнс, ранний транс. Мне очень нравится это звучание.

Фил: Присоединяюсь.

Илья: Эта эйфорическая музыка, конечно, связана с тоннами веществ, употреблявшимися в то время людьми, которые это делали и слушали. Но она даже на трезвой волне воздействует очень позитивно.

Фил: Я под эту музыку могу протанцевать до утра, даже не употребляя алкоголь, настолько она трогает. До сих пор для меня она не устарела и звучит очень классно. Хотя про нее у нас в массах, мне кажется, не знают.

Илья: Ну, вечеринки проводятся.

Фил: Да. Но это не массовая культура.

Что вас выделяет из этой новой волны — про наркотики в песнях ни слова, только в клипе что-то было. Но все новые исполнители говорят о тесной связи электроники и веществ.

Фил: В 1990-х, конечно, эти истории были тесно связаны. В России именно в это время наркотики вообще появились в таком объеме, в каком были в остальном мире: открылись границы, люди открыли для себя экстази, MDMA. Конечно, это на многих повлияло, для многих это было в новинку, но мои более взрослые друзья и знакомые, которые застали эту клубную историю, говорят, что в этой истории была большая беда: наркотики появились, все попробовали сначала экстази, потом появился героин — все попробовали героин. А потом начали умирать. И отношение к наркотикам у тех, кто успел эту историю осознать и пережить, очень сильно изменилось. Хорошо это было или нет — сложно сказать. Такое время было.

Илья: Тема наркотиков в наших песнях не поднимается. В клипе «Знаки» это чисто аллегорически было, нужна была завязка, так сказать. С одной стороны, наверняка многие, кто нас слушает, молодые люди пробуют наркотики, и им это будет близко. Но это поверхностная близость — есть более глубокие темы, которые не менее близки людям, гораздо большему их числу. Мы стараемся исследовать эти темы.

Фил: Мы же не Элджей, не Лена Темникова.

Илья: Да и тем более сегодня это слово уже нужно заменять на «компотики».(Смеется) Здесь не разгуляешься.

Фил: С одной стороны, отрицать наркотики невозможно, потому что это очень актуальная для многих наших друзей и знакомых тема...

Настя: Но она неактуальна для нас.

Фил: У меня и здоровье не очень хорошее, я даже алкоголь не употребляю.

Настя: Скиньте Филу на лечение. (Смеется)

Группа «Лава» о том, почему культура 90-х вернулась в Россию
Фото: страница группы «Лава» во «ВКонтакте»

Фил: Это вокруг нас, выходишь на улицу — видишь рекламу на стенах, на асфальте, идешь в клуб — слышишь, как люди обсуждают, идешь по улице — слышишь, как дети 16-летние говорят, что они забрали закладку.

Настя: Все знают, что такое «Тор», у всех есть компьютер, и от этого, к сожалению, никуда не деться.

Фил: В 1990-е наркотики были социальной историей — люди доставали их «вживую», через общение, через знакомство, и с ними можно было работать.

Настя: Можно было отлавливать, чтобы помогать.

Фил: Можно было раздавать шприцы, вести социальную работу. Сейчас все заказывают через интернет, поэтому социальную работу вести очень сложно.

То есть вы себя не цензурируете специально — как с теми же «компотиками»?

Илья: Абсолютно нет. Желания на этом пропиариться нет — это уже кое-кто сделал, второй раз будет не так мощно в любом случае.

Фил: Хочется не брать какие-то очевидные штуки, а работать с более сложными вещами.

Настя: В нашей жизни это не присутствует, и было бы странно, если бы это было в нашем творчестве.

Илья: Было бы неискренне.

Фил: Хотя, глядя на Лену Темникову, мне сложно представить, что в ее жизни есть наркотики.

Настя: Да она переживает за детей просто!

Та музыка, которую вы играете, тесно связана с рейвами. Вы такие мероприятия часто посещаете?

Фил: Посещали, посещаем, родители посещали. Конечно, отразилось. И играем мы сами на рейвах с удовольствием.

Илья: Есть небольшой дисклеймер: то, что мы сейчас называем рейвами, — это вечеринки. Это не совсем то, что называлось рейвами изначально. На настоящих рейвах мы на самом деле не были — на нашем веку их уже не было.

Фил: Signal можно назвать рейвом?

Настя: Да проводятся в России рейвы. И во Франции, и в Голландии.

Илья: Они уже все перешли в рамки фестивалей. Тот же Tomorrowland — фестиваль. Это не просто рейв с парой промогрупп в лесу или на заброшенном заводе. Я вот две недели назад играл на одной вечеринке, которую устраивал Саша Розет, приезжал Liquid, английский чувак, на одном лейбле с Prodigy работает. На следующей день Катя с Филом играли на вечеринке в Powerhouse. И музыка схожая, но была абсолютно другая публика.

Фил: Столько подростков!

Илья: Там, где я играл, были все за 30.

Фил: Нас с Катей поставили уже под утро, и мы приехали туда, будучи уверенными, что там уже полупустой клуб и все разойдутся спать. А там полный танцпол подростков, которые танцуют, будто они только что пришли, и всем все очень нравится. Это был один из лучших моих сетов.

А на «Лаву» какая публика ходит?

Илья: Наша аудитория, во-первых, достаточно невелика, а во-вторых, складывается из московской тусовки.

Фил: В принципе, фидбек из регионов довольно большой.

Илья: Да, многие хотят концерты в Питере, в Екатеринбурге. Но пока нам сложно с логистикой — у нас шоу с большим количеством людей.

Фил: Большие требования по свету — мы хотим, чтобы все выглядело классно. Мы не видим смысла выступать без света, потому что это не будет иметь такого эффекта. Нам всегда хочется проводить настоящее шоу — танцы, свет, звук, все должно быть здорово.

Илья: Сейчас такое время, когда финансово что-то решать сложно, ни у кого нет денег. Но одна гастроль у нас была — в Казани.

На концертах вы кого видите — школьников, студентов, людей постарше?

Настя: Старше. Это все из-за того, что мы еще не массовая группа. Совсем молодых ребят нет.

Фил: Я вообще на эту тему не думал — просто делаю что-то интересное. Хотя после диджей-сета в Пауэрхаусе ко мне подходили люди совсем молодые, спрашивали в том числе про «Лаву» — про нее они знают.

Группа «Лава» о том, почему культура 90-х вернулась в Россию
Фото: страница группы «Лава» во «ВКонтакте»

До появления «Лавы» у вас были музыкальные проекты?

Илья: У меня очень много проектов, в том числе группа «Поехали». С Катей Селебрин у нас уже много лет существует проект Celebrine, мы выпускались в Голландии. Но музыку в стиле 1990-х раньше я не делал.

Фил: Я музыкой занимаюсь с недавнего времени. Мне всегда это нравилось, но в силу того, что у меня нет музыкального образования, мне это долгое время казалось невыполнимым. Когда мне было 15 лет, я написал песню для группы t.A.T.u., меня показали в первом выпуске реалити-шоу, песню не записали, и на этом все закончилось. Последние два года я наконец-то закрываю гештальт — благодаря знакомству с ребятами и с Максимом Назаровым, хозяином лейбла AVEC, на котором мы записываемся и издаемся. Мы сделали с Максимом альбом для Саши Старость, это психоактивистка и художница. У нее был недавно перформанс «Груз 300» — про пытки в России. С [художником] Лешей Мордашей у нас недавно был концерт.

Илья: Стоит сказать еще про лекции.

Фил: Да, еще на моей работе в павильоне «Книги» на ВДНХ в прошлом году я вел цикл лекций про музыку 1990-х, потому что я эту тему очень люблю и хорошо в ней разбираюсь. Звали разных гостей на разные темы — от кооперативного диско до русского рейва. Лекция про русский рейв прошла в павильоне «Космос», где была первая Gagarin Party в России. Пообщались там с [диджеями] Грувом, [Владимиром] Фонаревым, с синти-поперами русскими. Мы брали совсем разные темы, звали людей, которые могли что-то рассказать, — довольно здорово было, потому что многих артистов ты в детстве слушал, а сейчас их открываешь заново, удалось с ними пообщаться и из первых уст узнать, как все это было.

В вашем дебютном альбоме «Фаталити» есть как спокойные треки, так и весьма энергичные. Вы еще пока ищете свой стиль, или вам интересны разные направления?

Фил: Мы не ограничиваем себя вообще никаким направлением. Довольно глупо сегодня говорить «мы делаем только транс и евродэнс, ни шагу в сторону» — это неинтересно. Гораздо круче, когда ты можешь работать так, как тебе нравится, не думая о стилях.

Илья: Например, насчет второго альбома: никто не знает, что там будет вообще. Можно ожидать чего угодно.

Фил: Новая песня, которая сейчас вышла, довольно сильно отличается от первого альбома. Мы себя никак не сдерживаем.

Вот я смотрю на оборудование, на котором вы пишете музыку, — тут довольно старая аппаратура из девяностых. Это преследует какие-то технические цели или же просто фетиш?

Настя: Илья сошел с ума! (Смеется) Девяно-остые-е!

Илья: Конечно же, это не фетиш, это предпочтения в стиле работы. Музыку можно делать как угодно, на чем угодно, хоть на айфоне, на Garage Band можно делать офигенные штуки. Просто мне так нравится — и все.

Какие музыкальные группы вас вдохновили?

Фил: Из русских — естественно, Лика, Шура, у «Hi-Fi» первый альбом очень люблю, первый альбом «Иванушек», Органическая Леди — великая артистка. Из украинских это — Руся, старшая сестра Наташи Королевой, просто великолепная певица, украинская группа «Вечерняя школа», Aqua Vita — украинский евродэнс, очень смешной и милый. Из зарубежных — спасибо Илье, — главное открытие последних лет [для меня] это бельгийский транс, то, с чего транс начался в мире. Настолько эта музыка оказалось тем, что меня трогает, хотя по структуре она довольно простая.

Илья: Фил ответил за всех. (Смеется)

Сегодня тот жанр, в котором вы делаете музыку, может считаться андерграундным?

Илья: Мне кажется, прямо сейчас он является и андерграундным, и неандерграундным одновременно. Как в любом жанре, который выходит на острие моды, на острие ревайвала — возьми синти-поп восьмидесятых, там были мейджер-имена и были миллионы андерграундных групп, которые делали то же самое. И здесь так же — есть какие-нибудь GSPD, которые пытаются апеллировать к массам… Ладно, это плохой пример. Есть хороший пример?

Фил: Коммерческая русская музыка в жанре евродэнс сейчас? Ох, хороший вопрос.

Илья: Ты бы кого назвал?

Коммерчески успешным можно назвать GSPD, почему нет? Он же Adrenaline Stadium скоро собирает.

Илья: Ну, у него это все превращается в мем. Очень поверхностная вариация на тему 1990-х — «это модно, и я сейчас так сделаю». Если бы не это было модным, он бы сделал не евродэнс, а трип-хоп. Кстати, возможно, это следующий пункт ревайвала.

Фил: У нас никогда не было цели гнаться за трендами и делать что-то в угоду публике. Мы просто искренне все это любим и делаем то, что нам нравится.

Настя: Показательно было, когда я пришла сюда в первый раз и спросила: «А вы эту музыку написали, потому что это сейчас очень модно?» И они такие: «Че-о-о, да мы всю жизнь слушаем эту музыку, она нам просто нравится!» И обиделись так еще!

Россию захватывают хиты про наркотики и рейвы под музыку 1990-х

Фил: Так и было. Наверное, если бы мы хотели делать что-то в угоду публике, то и Stadium собирали бы сейчас. А может, и не собирали бы. Тем не менее мне очень нравится то, что мы делаем сейчас, потому что мы ни разу не наступили на горло своим убеждениям и вкусам, делаем то, что сами любим.

Илья: Мы до сих пор андерграунд, мы не собираем Adrenaline Stadium. Поэтому — сосуществуем. Что будет дальше — непонятно. Скорее всего, как всегда происходит, это увлечение 1990-ми быстро пройдет.

Фил: Хотя оно довольно долго уже не проходит.

Илья: Я сомневаюсь, что через год мы будем с вами здесь сидеть и говорить о том же самом.

Настя: Мы уже рэп читать будем.

Фил: С автотюном.

Илья: Вот он никуда не исчезнет, мне кажется.

Беседовал Илья Кролевский


Источник →

Ключевые слова: Книги
Опубликовано 11.03.2019 в 13:13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Артур Волчара Хамидуллин
Артур Волчара Хамидуллин 11 марта, в 13:39 А в 90-х была какая то культура?!.. Текст скрыт развернуть
0
Владимир
Владимир 11 марта, в 13:45 Где музыка? Видео есть?
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Блог
Насколько дороже ЖКХ при Путине относительно СССР?
22 мар, 10:28
+212 254
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Красивые девушки из провинции
22 мар, 08:38
+4 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как у народа отнимают его Победу
21 мар, 18:53
+20 13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Алексей Пажитнов - отец тетриса
21 мар, 10:35
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Лужков рассказал о деньгах, «по пьяни ельцинской» отданных Украине
21 мар, 08:30
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Читать
Присоединиться
Блог
Насколько дороже ЖКХ при Путине относительно СССР?

Насколько дороже ЖКХ при Путине относительно СССР?

Продолжаю свое небольшое расследование на тему "Насколько выросла стоимость жизни россиян при капитализме?". Напоминаю, что основополагающий принцип капитализма -

22 мар, 10:28
+212 254
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Красивые девушки из провинции

Красивые девушки из провинции

Принято считать, что русские женщины – самые красивые в мире. Быть может, в это хотят верить сами россиянки. Но есть в нашей стране город, который пр

22 мар, 08:38
+4 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как у народа отнимают его Победу

Как у народа отнимают его Победу

Десоветизация, т.е. отрыв величайшего подвига нашего народа от советского строя, благодаря усилиям и подготовке которого эта победа и свершилась, активно происход

21 мар, 18:53
+20 13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Поиск по блогу

Блог
Насколько дороже ЖКХ при Путине относительно СССР?

Насколько дороже ЖКХ при Путине относительно СССР?

Продолжаю свое небольшое расследование на тему "Насколько выросла стоимость жизни россиян при капитализме?". Напоминаю, что основополагающий принцип капитализма -

22 мар, 10:28
+212 254
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Китайские студенты сорвали лекцию Горбачева: «Не простим предательства!»

Китайские студенты сорвали лекцию Горбачева: «Не простим предательства!»

Виргинский университет - один из лучший университет США стал ареной скандальной выходки. В рамках курса управления в государственных структурах проходила лекц

5 мар, 15:49
+83 28
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Ирина Феофанова: куда пропала звезда 90-х

Ирина Феофанова: куда пропала звезда 90-х

Текст: Юлия Попова Ирина Феофанова стала по-настоящему известной актрисой в 1989 году, благодаря комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Оп

17 мар, 08:06
+77 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0