Последние комментарии

  • Владимир Рублев17 августа, 16:22
    Наше правительство не любит долгожителей. Какова была-бы численность России без миграции?
  • Александр Котченко16 августа, 6:36
    запад рекламирует женщину проститутку и содержание, в Советском Союзе рекламировали женщину друга жену подругу в общ...Прелестные девушки на разных полюсах холодной войны.
  • Светлана Смородина15 августа, 22:39
    Особенно, если учесть , что  иностранных девушек  представляли модели, а наши девчата просто  девчата из жизни.Прелестные девушки на разных полюсах холодной войны.

Предвидение будущего от Георгии Данелия

Георгий Данелия является моим одним из самых любимых режиссеров, который кроме яркого таланта режиссера умел видеть и показывать в своих фильмах глубинную суть вещей и предвидеть будущее. Он, кстати, сам был сценаристом своих фильмов.

Примером глубинного видения им сути проблем общества я считаю его гениальный фильм "Афоня", который в доходчивой форме показал о такой масштабной проблеме развитого советского общества, как отрыв бывших селян, массово переехавших в города, от своих культурных корней со всеми вытекающими из этого проблемами: массовое бытовое пьянство, разложение, потеря жизненных ориентиров и прочее.

 
 Разумным людям понятно, что эти проблемы были неизбежны, как следствие необходимой индустриализации и урбанизации и они были решаемы и временны. Важно было понять и осмыслить эти проблемы, что фильм "Афоня" и помог сделать.

Кроме "Афони" следует отметить антиутопию "Кин-дза-дза", которым Данелия ярко показал системные пороки капитализма, который неизбежно приведет человечество к тому "горькому катаклизму", который показан в гениальной трагикомедии. И все, над чем смеялись тогда, мы сейчас воочию можем увидеть сейчас вокруг себя в России, где правительство РФ живет словно на другой планете, превращая Россию в непригодную для жизни пустыню.

 

Но это был далекий взгляд Данелии в будущее. Ближний взгляд в будущее виден на примере фильма "Настя", сценарий к которому писался в 1991 году, сам фильм снимался в 1992 году, а на экраны вышел в 1993 году. Вот, что об этом пишет сам Данелия в своей книге "Кот ушел, а улыбка осталась":

Действие сказки мы перенесли из конца шестидесятых в 91 год. Современность решили показывать гротескно. Но действительность обгоняла нас. И то, что вчера казалось перебором, сегодня становилось реальностью.

Придумали: на улицах и во дворах города крышки от люков украли и сдали на металлолом.

А когда выбирали место съемки и попросили дворника показать, где у них люк, у люка не было крышки.

— А где крышка?
— Унесли. Сейчас все железное несут.

Придумали: в магазине, где работает Настя, ничего, кроме ластиков, нет. А когда выбирали магазин, в котором будем снимать, там и ластиков не было, были только пластмассовые треугольники, скрепки и настольные бюсты вождей.

Придумали: в Москве с электричеством проблемы, свет дают только по четным дням, и когда Настя едет на работу в нечетный день, вагон трамвая по рельсам тащит на буксире БТР (бронетранспортер).

 

Осенью на Чистых прудах прицепили трамвай к БТРу, посадили Настю у окна, поставили камеру пониже, так, чтобы тротуар не попадал в кадр, дали сигнал, и БТР потащил трамвай. И выяснилось, что прохожие на нас никакого внимания не обращают, никто даже не взглянул. (Мы боялись, что будут останавливаться и глазеть.) А когда трамвай остановили, чтобы вошел наш герой Саша, которого играл Валера Николаев, от трамвайной остановки к нам побежали люди и попытались войти в вагон. Мы их не пускали:

— Товарищи, сюда нельзя, здесь киносъемка! Неужели вы не видите, что этот трамвай не действующий, киношный, его БТР тащит.
— Электричества нет, вот он и тащит. Наконец-то снизошли, о людях подумали!

<...>

Между прочим. Поскольку «Настя» добрая сказка, хотелось, чтобы город выглядел приветливо. А все строения в то время были потрескавшимися, облупленными, с грязными подтеками. Везде полно мусора. На улицах, особенно в центре, толпы продавцов. Прошла денежная реформа — и люди обнищали. Продавали все: посуду, одежду, книги, картины, украшения. Но, самое горькое, продавали ордена. Ордена, которыми так гордились в той жизни.

Придумали: солдат, у всех на виду, из танка сливает шлангом бензин в «жигуль» элегантной женщины.

 

Снимали эту сцену на смотровой площадке напротив МГУ. Снимали без света, длиннофокусным объективом, с тротуара, чтобы не останавливать движение (денег на милицию не было). Пока ждали солнца, к нашему «жигулю» начали пристраиваться в хвост другие легковушки, образовалась очередь.

— Прогнать? — спросил второй режиссер Юсуп Даниялов.
— Пусть стоят, — сказал Паша Лебешев. Он снимал этот фильм.

Последний из очереди, хозяин «Москвича», подошел к солдату и потребовал, чтобы больше двух литров в одни руки не наливал и отпускал бензин только машинам с московскими номерами.

— Это почему только с московскими?! — Из «Нивы» вышла плотно сбитая женщина в спортивном костюме. — Упыри столичные! — закричала она. — Всю страну америкосам продали, а теперь к армии присосались, паразиты!
— Алё, гражданочка, ты со словами поаккуратней, а то договоришься!..
— Ты меня не пугай, не те времена! Чирей ваша Москва на жопе страны!

Я понял, что пора вмешаться, и объявил в мегафон:

— Товарищи, бензин продаваться не будет. Это киносъемка!
— Какая еще киносъемка?
— Фильм снимается. Это актеры.
— А что ж вы раньше молчали? — возмутился водитель «Волги», который был в очереди первым.
— Погоди ты! Вы что, этот позор всему миру показывать собираетесь?! — заорал водитель «Москвича». — Не позволю! Только через мой труп!

Тут вышло солнце, и Даниялов взял у меня мегафон и объявил:

— Товарищи водители, быстро по машинам! Снимем этот кадр и всем нальем по два литра 93-го. Бесплатно!

Все, включая хозяина «Москвича», быстро сели по машинам.

То, что в сценарии Данелии казалось фантазией или преувеличением, на момент выхода фильма в 1993 году оказалось версией-лайт происходящего с нами в лихие 90-е. Или даже приукрашиванием действительности. 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх