Свежие комментарии

  • Sergiy Che
    ...продолжала бесноваться отмудоханная по тупой лживой пасти тупорылая истероидная гнида ВК - приятно смотреть как ис...Ушёл из жизни пос...
  • Гена К
    Великий человек был - очень много для своего народа сделал, но и ошибки и недостатки у него тоже были - наивно верил ...Амазонки Муаммара...
  • Некто ВК
    Ты, как всегда, о своих собственных гадких чертах характера. И, как всегда, следуя присущей тебе внутренней закорене...Ушёл из жизни пос...

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

 

Весь ХХ век между албанцами и сербами шло состязание за контроль над Косово. Кульминации эта проблема достигла в 90-е годы, особенно после того как в 1989 году президент Слободан Милошевич лишил Косово автономии. В ответ албанцы организовали вооруженное сопротивление в виде Армии Освобождения Косово (УЧК). Правительство ввело в край армию.

В конце 90-х албанцы уже в открытую стали говорить о вхождении края в состав Великой Албании, куда по их замыслу должна была войти и Македония. В 1999 году градус противостояния зашкалил назревала гуманитарная катастрофа, которая могла привести к многочисленным жертвам среди гражданского населения

 

В итоге 24 марта 1999 года под эгидой НАТО была начата военная кампания против Югославии. Причем основную роль в ней сыграла авиация, которая за 11 недель войны смогла поразить большинство военных целей на территории страны и таким образом принудить Милошевича к подписанию перемирия. Сербский лидер был вынужден согласиться на введение в Косово миротворческих сил ООН и формирование под их эгидой администрации края. Это был первый шаг к образованию независимого государства.

 

Операция, получившая название «Союзническая сила», началась в 20:00 по местному времени 24 марта с одновременного пуска крылатых ракет с бомбардировщиков В-52, кораблей ВМС США, подводных лодок по 23 объектам системы югославской ПВО.

Следом за ударами крылатых ракет пришел черед трех волн пилотируемых самолетов. Порядка 70 самолетов совершили 156 боевых вылетов против 40 целей – позиций ЗРК, РЛС, узлов связи, аэродромов.

 

Это была война «умного» оружия – так, в первом налете самолеты были загружены управляемыми ракетами и бомбами на 90%! Для сравнения: в ходе операции «Буря в пустыне» 1991 года этот процент составлял всего 20–25%.

 

Крылатые ракеты ослабили, но не подавили сербскую ПВО. На отражение налета союзной авиации в районе Белграда смогли подняться четыре истребителя МиГ-29. Естественно, что в условиях полного превосходства союзников это было самоубийство – три из четырех самолета были сбиты в коротком воздушном бою. Интересно, что одну из побед записал на свой счет пилот F-16 Королевских ВВС Нидерландов, и это стала первая победа голландцев в воздушном бою после окончания Второй мировой войны.

 

Первой крупной неудачей в ходе операции стала потеря над Югославией в ночь на 28 марта ударного самолета-«невидимки» F-117A. Фотоснимки и видео остатков сбитого «Стелса» обошли все мировые СМИ, однако и по сей день нет однозначной версии, каким образом был сбит самолет.

 

Изюминкой конфликта стало участие трех «невидимок» В-2А. Хотя экипажи выполнили всего 50 боевых вылетов (0,17% от общего числа), однако они сбросили почти 11% от всех использованных в операции авиационных боеприпасов.

 

Расширение масштабов войны требовало большего количества самолетов. Подкрепления прибыли из многих стран Альянса, однако основную лепту внесли США. При этом не обошлось и без противоречий внутри самого НАТО – в первую очередь это касалось ударов по столице Белграду, в ходе которых гибли мирные жители. Так, Франция и Британия, с одной стороны, на словах поддерживали налеты американских самолетов, с другой – при каждом удобном случае подчеркивали, что их авиация в налетах не принимает участие. Греция вообще отказалась предоставить свои базы или самолеты в распоряжение командования Альянса. Своего пика разногласия достигли после ошибочного удара американской авиации в ночь на 5 мая по посольству Китайской Народной Республики в Белграде.

 

В мае в кампании против Югославии было задействовано 912 самолетов (из них 600 – американских), в том числе 355 ударных и 228 самолетов-заправщиков (представляли ВВС восьми стран). В Оперативном штабе в Венеции работало более 1400 военнослужащих из 13 государств НАТО. Ежедневно авиация выполняла от 500 до 1000 вылетов.

 

В целом окончание войны оставило больше вопросов, чем ответов. Прежде всего – насколько эффективными были удары авиации НАТО. Так, согласно официальным отчетам, в Косово авиация союзников вывела из строя 93 танка, 155 бронетранспортеров и 389 артиллерийских орудий. Однако миротворцы смогли зафиксировать только 14 разбитых танков, 18 бронетранспортеров, 20 орудий и минометов.


Автор: Михаил Жирохов

  Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Остатки югославского МиГ-29, сбитого 24 апреля 1999 года.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Небо над Белградом, май 1999 года

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Спутниковая фотография последствий авиационного удара. Аэродром Приштина.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

В ходе операции против Югославии широко применялись такие, казалось бы, устаревшие бомбардировщики, как В-1В

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Война в Югославии стала боевым дебютом для новинки американского авиапрома – В-2 «Спирит».

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Разрушенное здание в Белграде – ныне немой памятник американской агрессии.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Остатки сбитого «Стелса».

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Югославский МиГ-29

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

В ходе атак американцы использовали термин «объекты двойного назначения», под которые попадали электростанции, мосты.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

В Югославии были востребованы ударные функции F-15 «Страйк Игл».

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Кабина F-117 в югославском военном музее.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

ЗРК «Бук» хотя и были устаревшими, но смогли себя проявить, сбив несколько современных западных машин.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Один из немногих уничтоженных сербских танков в Косово.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Большинство союзников по НАТО прислало для участия в операции истребители-бомбардировщики F-16.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Один из редких кадров применения управляемых бомб с борта F-117.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Французский вертолет привез гуманитарную помощь в лагерь беженцев. Косово, 1999 год.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Многими из записанных в уничтоженные югославские самолеты были деревянные макеты, такие как этот «МиГ-29».

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Пуск «Томагавка» с борта американского крейсера.

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

В условиях Косово хорошо себя проявили расчеты ЗРК «Стрела-10».

Авиация НАТО против Югославии, 1999 год

Остатки сбитого американского F-16 в югославском музее

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх