Свежие комментарии

  • Борис Осипов
    Уже похоже не найдут...Коллеги, олигархи...
  • Василий Целовальников
    Жаль Листьева! Умный и талантливый, был парень!!!Коллеги, олигархи...
  • Василий Целовальников
    Несомненно, что это дело рук КРИМИНАЛА! Только вот с чьей стороны? Скорее всего, со стороны того, кто больше всего по...Коллеги, олигархи...

Большой скандал «Маленькой Веры»: первая «обнажёнка» советского кино

Этот фильм, сегодня включённый в «список 100» рекомендованных для просмотра школьникам, в 1988-м буквально взорвал советский...

Большой скандал «Маленькой Веры»: первая «обнажёнка» советского кино
Андрей Соколов и Наталья Негода.  
 

Как же, «обнажёнка» и соитие в кадре! 55 млн человек посмотрели тогда этот фильм - историю простой рабочей семьи из СССР «разлива» 80-х годов, с разладом родителей и детей, с любовью юной Веры, с её попыткой самоубийства, после того как её отец едва не убил её друга Сергея.

24-летняя Наталья Негода, сыгравшая главную роль, тогда проснулась знаменитой: после московского ТЮЗа, где ей давали роли зверюшек, - награда «лучшей актрисе года», международные гран-при, фотосессия для «Плейбоя», титул «секс-символ перестройки», съёмки в Голливуде и, наконец, переезд в Штаты. «Маленькая Вера» произвела в популярнейшего «секс-героя» и 25-летнегоАндрея Соколова, сыгравшего красавца Сергея. И стала стремительным стартом для главных авторов, дебютантов, супругов - сценарист­ки Марии Хмелик и режиссёра Василия Пичула.

Кадр из фильма Маленькая Вера
 
 
А вождь ушёл

У кинотеатров тогда выстраивались длинные очереди, с давкой и потасовками. Пичул вспоминал, как однажды ему пришлось лично вытаскивать в Ленинграде из толпы у касс старичка-ветерана, который на вопрос, куда он-то рвётся, ответил: «Прежде чем умереть, я должен это увидеть!

» Так что же, соб­ственно, «это»? Мелькнувшая пару раз голенькая фигурка тоненькой загорелой девчонки - Веры? Полутораминутная сцена «занятий любовью»? Сниматься в роковой сцене и актёр, и актриса (на съёмках друг с другом не поладившие) стеснялись: они же были комсомольцами. В кинозалах раздавались крики «Позор!».

 

Сам Горбачёв, по слухам, демонстративно покинул просмотр, устроенный «в верхах». Молодых режиссёра и сценаристку обвинили в очернении советской молодёжи. А в народ ушла эпиграмма: «Сегодня всё разрешено, что раньше было не положено, и под застойное кино секс-бомба наконец подложена».

Но!.. Шокирующая репутация фильма заслонила и заслоняет от многих главное его достоин­ство, смысл и суть его как настоящего, а вовсе не однодневного произведения киноискусства. Честного, пронзительно-правдивого, с сердечной болью, горечью и сочувствием. Быть может, «Маленькая Вера» - это картина не столько о молодых, сколько о родителях. И трагедия, разыгравшаяся в ней, - это их трагедия.

Огромная заслуга здесь актёров старшего поколения - Людмилы Зайцевой и Юрия Назарова, сыгравших мать и отца Веры. И Зайцевой, и Назарову сценарий не понравился, поначалу сниматься оба не хотели. В итоге эти роли у Зайцевой и Назарова - одни из лучших в их актёрских биографиях. А изменённый финал фильма - внезапная смерть отца (по сценарию, отравившись, умирала всё-таки Вера) - воспринимается едва ли не более трагичным. И логичным: что может быть страшнее для отца, если дочь по его вине, пусть и непреднамеренной, пытается уйти из жизни?

Жизнь без…

«Маленькую Веру» воспринимали неоднозначно. Кто-то, оскорблённый ошеломляющей правдой, счёл фильм клеветой на «простого рабочего» человека. Но иные почувствовали в фильме главное - боль, горькую нежность, сочувствие ко всем без исключения героям. К родителям, этим «маленьким людям»: они не живут - выживают, бьются за свою бессмысленную жизнь, вкалывая, тупея от суеты и усталости, быта, таща в дом, что придётся.

 

Зачем? Чтобы после не расслышать от сына: «Господи, как же вы мне надоели!» Лишь бы «дом - полная чаша». Лишь бы «всё как у людей». Всё - для детей. А что «всё»? Квартирка-малометражка с балконом, «залой» и сервантом с посудой, с кухней, уставленной бутылками с «заграничными» этикетками и самогонкой или разведённым спиртом внутри, с рядами банок с соленьями и вареньями, с горой грязной посуды в треснутой раковине. А из приёмника на облупленной стенке - гимн Советского Союза… Всё - правда, только жить-то как? Дело ведь не в отсутствии или наличии денег, продуктов, шмоток, обустроенного быта - дело в отсут­ствии того самого «оправдания буден», которое един­ственно и есть смысл жизни. Оправдания любовью. Верой.

Не понимать, не уметь любить, слышать и слушать друг друга. Жить лишь внеш­ним, без всякого света, полёта не наяву, так во сне, с бездомной, тёмной душой… Разве всё это невозможно и сегодня в каком-нибудь канад­ском или французском городе и у нас, хоть бы и на Рублёвке?

Кажется, что в «Маленькой Вере» никто никого не любит, что это фильм не о любви - о нелюбви. Но это не так: здесь любят, как умеют. Родители - лишь бы дети были сыты. И воспитывают, как умеют: «Береги честь смолоду, не кури, слушайся родителей». И в этом убогом, обездушенном мире с безлюбой любовью «ниже пояса», в тесной 5-метровой кухне среди банок и кастрюль разворачиваются поистине шекспировские страсти. Но любит здесь этот маленький зверёныш, эта дикарка Вера, глупая, отвязная, невежественная, - тоже как умеет. Инстинк­том животным чуя, где зло, где добро, что правда, что ложь. Она любит. Буквально - до смерти. Как ни странно, лучик надежды пробивается в этом «тёмном цар­стве», когда в финале, сбежав из больницы, вернулся раненый Сергей, почуяв беду. Когда он бережно поднял с пола детское фото «маленькой Веры» с бантом над подстриженной чёлкой. И аккуратно поставил обратно, за стекло.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх